Категории

Христианское обрезание

Христианство и обрезание

Обрезание Господне - что это? Обрезание Господне: история праздника





1(14) января весь Православный мир отмечает Великий праздник - "Обрезание Господне".
Первые сведения о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. С этого времени Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Послание к Колоссянам,2:11).


Сущность Праздника.

В соответствии со Святым Писанием, на восьмой день после Рождения Иисус Христос принял обрезание. Пресвятая Богородица со своим мужем Иосифом, который считался мнимым отцом Иисуса, пришли в храм с младенцем на руках для совершения обрезания. Обрезание восьмидневных младенцев мужского пола было установлено в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками:
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой"
(Быт.17:11-14).

При совершении Обрезания, Божественный Младенец был наречен Именем Иисус, что означает Спаситель. Имя Иисус было возвещено Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Девы Марии. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. "(Евангелие от Луки, 2:21)

Наверх





Для чего Иисус Христос принял Обрезание?

1. Обрезание Иисус, Творец закона, принял чтобы явить пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." (Евангелие от Матфея, 5:17).
2. Обрезание Господь наш Иисус принял для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех" (Святитель Димитрий Ростовский). Празднованием Обрезания Господня Православная церковь признаёт то, что Иисус Христос есть Бог, принявший облик человека. Православная церковь считает, что Иисус Христос не нуждался в обрезании, так как являлся Сыном Божьим и Богом. И уподобляясь людям во всём, оставался при этом безгрешным. Но, чтобы показать всем людям пример, насколько важно для их блага законопослушное поведение, Иисус Христос принял обряд Обрезания, предписанный законом Божьим.
Наверх

Обрезание - прообраз таинства Крещения.



Древние иудеи подвергались обряду обрезания, что определяло их принадлежность к Богом избранному народу. Только иудей - мужчина, подвергшийся обрезанию, считался посвященным Богу и мог совершать жертвоприношения. А Обрезание в те Ветхозаветные времена фактически было прообразом христианского Крещения. В Новозаветные времена обряд Обрезания превратился в таинство Крещения.
Праздник Обрезания сравним с "обрезанием сердца", из которого отсекаются страсти и похотные предрасположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё" (Епископ Феофан Затворник).
Наверх

Богослужебные особенности.

14 января, ровно через восемь дней после светлого праздника Рождества христова, Православное христианство отмечает обрезание Господне. Помня и понимая, что Иосиф и Пресвятая Дева Мария, являлись иудеями, почитали Тору, которая предписывала иудеям мужского пола совершать обряд обрезания. Этот обряд обозначал иудеев богоизбранным народом. Благочестиво признавая это право за иудеями, христианство с благоговением отмечает Обрезание Господне, как Великий христианский праздник. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев.
Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Особенность праздника Обрезания Господня в первое время была в том, что его проводили в посте, как день печали и сетования. В 4 веке праздник Обрезания распространился во всех церквах. Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день. Богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого.
Наверх

Литургия Василия Великого в праздник Обрезания Господня.

1(14) января, в праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого, совершается Божественная литургия Василия Великого.

Божественная литургия Василия Великого

(в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого в Сретенском монастыре (1 / 14 января, четверг 32-й седмицы по Пятидесятнице).


( Хор Сретенского монастыря).




Наверх

Источники информации.

- http://www.omolenko.com/bogosluzhenia/db-Obrezanie.htm
- http://www.zavet.ru/kalendar/obr.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Обрезание_Господне

Наверх


Оставить Комментарий.

Наверх

blog comments powered by


Наверх
Источник: http://www.pravoslavie.us/RU/Circumcision-of-the-Lord.htm

Праздник Обрезания Господня

Обрезание Господне. Сверху образ Василия Великого, память которого празднуется 14 января (новый стиль).

«Обрезание Иисуса», картина итальянского живописца Гвидо Рени, около 1635-1640 гг.

1 (14) января, великий непереходящий праздник

На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец Закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Богомладенец Иисус, по ветхозаветной традиции, на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еше при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику,— Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1. 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом — в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить».

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека... в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10—14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31—33; Лк. 2, 21).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38—39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6, 16; Фил. 2, 9—10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Традиции и правила нашей Церкви, связанные с праздником Обрезания Господня


В книге «Крестная сила» Сергей Максимов указывает, что в праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о Новолетии, которое началось с того времени, как император Петр I повелел, в соответствии с европейским летосчислением, считать начало года с 1 января (1700).

До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября.) По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января (ст. ст.) — 14 января (н. ст.). По традиции, в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овес». Именно овес является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито-пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь. Источник: http://family-history.ru/material/history/christianity/christianity_20.html

Обрезание в христианской культуре

Основные события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При обрезании крайней плоти Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить церковный праздник и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, - восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство - вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя - намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. Апостол Павел в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей Юлианский календарь, празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение - литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона - закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо религиозного ритуала. Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор – «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.


Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60

Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл...

Волосы

13 признаков, что у вас самый лучший муж

Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с...

Брак

Что форма носа может сказать о вашей личности?

Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком...

Психология

"Детские" фото самых опасных хищников на планете

Через некоторое время они станут жестокими хищниками, опасными и дикими. Но сейчас эти крохи невероятно симпатичны и милы....

Природа

6 признаков, что у вас было много прошлых жизней

Вы когда-нибудь чувствовали, что у вас «старая» душа? Может быть, вы именно тот человек, который многократно перерождался? Эти 6 убедительных признако...

Мистика

10 потрясающих женщин, родившихся мужчинами

В наше время все больше и больше людей меняют пол, чтобы соответствовать своей природе и чувствовать себя естественно. Более того, есть еще андрогинны...

Женские вопросы

Похожие статьи

Источник: http://fb.ru/article/172406/obrezanie-gospodne---chto-eto-obrezanie-gospodne-istoriya-prazdnika
Смотрите также: